С пола мастерской до стены памятника: правильно ли выложены плитки?
- № 29 2020
Страницы:
44
–
65
Язык: русский
Аннотация
Есть только одна часть исламского мира, которая, кажется, использовала монтажные метки, чтобы направлять мастеров, работающих с плитками, причем только на плитках, покрытых подглазурной росписью. Речь идет о Хорезме, который в XIV в. находился под контролем Золотой Орды. На отдельных плитках
с территории Золотой Орды в России, на некоторых панелях в мавзолее Наджм ад-Дина Кубры в Куня-Ургенче
и в мавзолее Алаэддина в Хиве были нанесены отметки в XIV в., и они повсеместно встречаются на зданиях
Хивы XIX в. В этой статье проиллюстрированы данные открытия и рассмотрены причины их редкости.
Затем обсуждена связанная с ними тема, казалось бы, неправильного размещения или дизайна средневековых
плиточных панелей. Сделан вывод, что нумерация плиток четко отражает практику, при которой плиточная панель в натуральную величину сначала окрашивалась на земле, а затем разрезалась для обжига на
более мелкие плитки, независимо от симметричного рисунка, который он мог отображать. Возможно, это
отражает неуверенность керамистов в способности каменщиков или плиточников правильно размещать
даже симметричную облицовку на стене.