Художественная керамика Хорезмшахского периода (xii – начало xiii вв.)
- № 32 2021
Страницы:
–
Язык: русский
Аннотация
Об интенсивном развитии гончарного производства хорезмшахской эпохи свидетельствуют остатки гончарных печей, обнаруженные на территории городов и сельских поселений XII–XIII вв.На хорезмских памятниках исследуемого периода поливная керамика отмечается массовостью,высоким качеством исполнения, наличием часто встречающихся образцов импортной посуды.Глазурованная керамика очень разнообразна по формам, размерам, назначению, орнаментации и качеству поливы, которой покрывались изделия, и выделяется компактностью групп с устойчивым единством признаков. Поливные изделия богато орнаментировались. Все разнообразие орнаментальных мотивов, применявшихся в декорировании различного типа керамики с глазурью, подразделяется на основные группы растительно-геометрического, эпиграфического, зооморфного и антропоморфного орнаментов. Поливная посуда показывает, что в хорезмшахский период школа гончаров Южного Приаралья переживала подъем и шла к блестящему расцвету. Для глазурования глиняных и кашинных изделий в основном применялись прозрачные свинцовые и поташные поливы,изредка – глухая оловянная полива. Наряду с бесцветной, применялись окрашенные поливы зеленого, желтого и бирюзового тонов. Новшеством этого времени стало появление бирюзовой поливы.Принципы композиционных построений имеют в основном центрический, радиальный, концентрический характер.