Mammadov S. S. Azarbaycanda qadin tahsili va Azarbaycanin taraqqiparvar qadinlarinin maarifgilik faaliyyati (XIX asrin ikinci yarisi - 1920-ci ila qadar). Tarix elmlari doktoru alimlik daracasi almaq ugun dissertasiyanin avtoreferati. Baki: 1996. S. 17.
Аух Ева-Мария. Между приспособлением и самоутверждением. // Азербайджан и Россия: общества и государства // Отв. ред. И сост. Д.Е. Фурман. Москва, 2001.496 с. http:// www.sakharov-center.ru/publications/azrus/az_003.htm
Бакинскому миллионеру Г. З. Тагиеву удалось привлечь на свою сторону прогрессивно мыслящую часть духовенства, порою проявляя чудеса изобретательности и выложив немалую часть средств. В то время всякий религиозный деятель был ориентирован на авторитет какого-то одного муджтахида, и меценат на свои деньги отправил моллу Мирзу Мухаммада во все святые для мусульман места — Мекку, Медину, Кербелу, Хорасан, Каир, Стамбул, Тегеран и пр. — с единственной целью: привезти от авторитетных религиозных деятелей, муджтахидов, подписанные и официально заверенные бумаги, подтверждающие право мусульманской женщины на получение светского образования, наряду с религиозным. Впоследствии Г. З. Тагиев предъявил каждому из консервативно мыслящих духовных лиц мнение почитавшегося им муджтахида. К сожалению, это не спасло некоторых прогрессивных мусульманских деятелей от жестокой расправы со стороны фанатиков. Так, в 1912 году в Баку толпой ворвавшихся фанатиков был зверски убит у себя дома, во время совершения намаза, ахунд Молла Рухулла Ахундзаде, который был одним из тех, кто активно поддержал идею открытия тагиевской школы для девочек и отправил туда получать образование двух своих дочерей. См.: SuleymanovM. F. E§itdiklarim, oxuduqlarim, gorduklarim. Baki: “Azarnasr”, 1987. S. 105-109. См. также: Кули-заде 3. А. Гендер в Азербайджане. Баку, 2003. С. 147 (приводятся ссылки: S. Nazirli. Arxivlarin sirri agilir.Baki: 1999. S. 88-89.; Q. Ilkin. Baki va bakililar. Baki: 1999. S. 302-316).
Когда в 1881 году в Тифлисе князь Дондуков-Корсаков попытался открыть школу для мусульманских девочек, эта инициатива не получила поддержки со стороны имперского министра просвещения графа И. Д. Делянова (армянина по национальности). В письме к нему российский министр финансов выказал открытые опасения по поводу акции, могущей повлечь за собой нежелательный для России политический прогресс в развитии мусульманских народов окраин. См.: Mammadov S. S. Azarbaycanda qadin tahsili va Azarbaycanin taraqqiparvar qadinlarinin maarifgilik faaliyyati (XIX asrin ikinci yarisi - 1920-ci ila qadar). Tarix elmlari doktoru alimlik daracasi almaq ugun dissertasiyanin avtoreferati. Baki: 1996. S. 25-26.; Мамедов C. C. Роль азербайджанских женщин в развитии образования и культуры Азербайджана (конец XIX - начало XX века). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку, 1967. С. 18.
Мамедов C. C. Роль азербайджанских женщин в развитии образования и культуры Азербайджана (конец XIX - начало XX века). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку, 1967. С. 9.
В частности, в газете « Каспий» (1905, № 239), в обращении к мусульманам за подписью инженера Н. Базоркина, в качестве основных причин тяжелого положения мусульманских городов приводятся именно эти факторы. См: Mammadov S. S. Azarbaycanda qadin tahsili va Azarbaycanin taraqqiparvar qadinlarinin maarifgilik faaliyyati (XIX asrin ikinci yarisi - 1920- ci ila qadar). Tarix elmlari doktoru alimlik daracasi almaq ugun dissertasiyanin avtoreferati. Baki: 1996. S. 14.
Mammadov S. S. Azarbaycanda qadin tahsili va Azarbaycanin taraqqiparvar qadinlarinin maarifgilik faaliyyati (XIX asrin ikinci yarisi - 1920-ci ila qadar). Tarix elmlari doktoru alimlik daracasi almaq ugun dissertasiyanin avtoreferati. Baki: 1996. S. 25.
Мамедов C. C. Роль азербайджанских женщин в развитии образования и культуры Азербайджана (конец XIX - начало XX вв.). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку: 1967. С. 13.
Mammadov S. S. Azarbaycanda qadin tahsili va Azarbaycanin taraqqiparvar qadinlarinin maarifgilik faaliyyati (XIX asrin ikinci yarisi - 1920-ci ila qadar). Tarix elmlari doktoru alimlik daracasi almaq ugun dissertasiyanin avtoreferati. Baki:1996. C. 26.
Интересно также, что в контексте идей социального равенства в бахаизме можно рассматривать гендерную проблему, которой сейчас уделяется большое внимание. Эту проблему бахаиты затрагивают на всех наиболее важных международных заседаниях в самых различных сферах общественной жизни. Однако, несмотря на провозглашённый принцип равенства полов, женщины в высшие структуры власти в бахаизме не допускаются.
Вследствие территориальной близости и общей границы, а также ещё существующей в то время общности религиозного сознания жителей как Северного, так и Южного Азербайджана (там шиизм имамитского толка исторически означился, установившись духовно-религиозной доминантой обоих регионов ещё с 16 века, с начала правления Сефевидской династии), происходила вынужденная миграция постоянно преследуемых на родине бабидов. Начиная уже с 1863 года бахаитские общины свободно и активно функционируют в Баку, Гяндже, Барде, Са- льянах, Гекчае, Шеки, Нахичевани. Наиболее крупными были общины Баку и Балаханов. К 80-м годам XIX в. численность членов этих общин достигала нескольких сотен.
См.: стихотворение М. А. Ca6npa “Shvalpursanliq yaxud qonusma” (Разговор о здоровье, или Беседа) (1910 г.), (M. Э. Sabir. “Hophopnama” Baki: “Yazigi”, 1992. S. 215-216.); стихотворение Сейида Азима Ширвани “§amaxi babilari haqqinda” (О шемахинских бабидах), (§irvani Seyid Szim.
“§erlar”. Baki: “Azarbaycan Dovlat Na§riyyati”, 1963. S. 118-120).
Ordubadi M. S. Hayatim va muhitim. Baki: “A.zarna§r”, 1996. S. 47.
Mammadov S. S. Azarbaycanda qadin tahsili va Azarbaycanin taraqqiparvar qadinlarinin maarifgilik faaliyyati (XIX asrin ikinci yarisi - 1920-ci ila qadar). Tarix elmlari doktoru alimlik daracasi almaq ugun dissertasiyanin avtoreferati. Baki:1996. S. 10.
Аух Ева-Мария. Между приспособлением и самоутверждением. // Азербайджан и Россия: общества и государства // Отв. ред. и сост. Д.Е. Фурман. Москва, 2001.496 с. http:// www.sakharov-center.ru/publications/azrus/az_003.html
Mammadov S.S. Azarbaycanda qadin tahsili va Azarbaycanin taraqqiparvar qadinlarinin maarifgilik faaliyyati (XIX asrin ikinci yarisi - 1920-ci ila qadar). Tarix elmlari doktoru alimlik daracasi almaq ugun dissertasiyanin avtoreferati. Baki:1996. S. 30; Cвен- тоховский Тадеуш. Русское правление, модернизаторские элиты и становление национальной идентичности в Азербайджане //Азербайджан и Россия: общества и государства. // Отв. ред. и сост. Д. Е. Фурман. Москва, 2001. 496 с. http:// www.sakharov-center.ru/publications/azrus/az_003.html
Традиции женской активности в Азербайджане. http://www. gender-az.org/index.shtml?id_main=19&id_sub=104. Также данная информация содержится в книге «Традиции женской активности в Азербайджане (конец XIX - начало XX века)». Изд.-во «Agiq Camiyyat institutu—Yardim Fondu», 2006, 220 с.
Кули-заде З. А. Гендер в Азербайджане. Баку: 2003. С. 150.
К примеру, молла бакинской мечети «^аджи Джавад» Мухаммед Амин, всякий раз обращаясь к мусульманам, говорил, что если женщина пишет в газету и читает её, то наступает конец света, и что те, кто читает «Ишыг» или хранит его в доме, является вероотступником. См.: Мамедов C. C. Роль азербайджанских женщин в развитии образования и культуры Азербайджана (конец XIX - начало XX века). Авторефератна соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку, 1967. С. 16.
См.: Мамедов С. С. Роль азербайджанских женщин в развитии образования и культуры Азербайджана (конец XIX - начало XX века). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку: 1967; Mammadov S. S. Azarbaycanda qadin tahsili va Azarbaycanin taraqqiparvar qadinlarinin maarifgilik faaliyyati (XIX asrin ikinci yarisi - 1920- ci ila qadar). Tarix elmlari doktoru alimlik daracasi almaq ugun dissertasiyanin avtoreferati. Baki:1996; Свентоховский Тадеуш. Русское правление, модернизаторские элиты и становление национальной идентичности в Азербайджане. // Азербайджан и Россия: общества и государства // Отв. ред. и сост. Д. Е. Фурман. Москва, 2001. 496 с. http://www. sakharov-center.ru/publications/azrus/az_003.html
Традиции женской активности в Азербайджане. http:// www.gender-az.org/index.shtml?id_main=19&id_sub=104 Также данная информация содержится в книге «Традиции женской активности в Азербайджане (конец XIX - начало ХХ века)». Изд-во «Agiq Camiyyat institutu — Yardim Fondu», 2006. 220 с.
Свентоховский Тадеуш. Русское правление, модернизаторские элиты и становление национальной идентичности в Азербайджане //Азербайджан и Россия: общества и государства // Отв. ред. и сост. Д. Е. Фурман. Москва, 2001. 496 с. http://www.sakharov-center.ru/publications/azrus/az_003. htm См. раздел: «От местного секуляризма к советскому атеизму».
Кули-заде 3. А. Гендер в Азербайджане. Баку, 2003. С. 49.
Кули-заде 3. А. Гендер в Азербайджане. Баку, 2003. С. 143.