Реставрация фрагментов китайской монументальной археологической живописи XIII-XVI веков из коллекции музея Гимэ, Париж. Применение альтернативных методов реставрации
В ходе консультаций с представителями отдела Египетских
древностей Лувра, откуда фрагменты живописи были пере-даны в 1973-м году, было выяснено, что в актах передачи экспонатов в Музей Гимэ не содержится никакой информации о передаче фрагментов настенной живописи, изучаемых в процессе написания дипломной работы.
Blaensdorf, Ma Tao, Conservation of Ancient Sites on the Silk Road: Proceedings of the Second International Conference on the Conservation of Grotto Sites, GCI, Los Angeles, 2010. P. 207.
Li Zuixiong, In Conservation of the Silk Road, GCI, Los Angeles, 2004. P. 47-49.
Консультации по иконографии изобразительного ряда проведены с Валери Залески (Музей Гимэ), Даниель Елиссеф (Ecole du Louvre), Каролин Жис (CNRS).
Императрица Ву Дзитан являлась единственной императрицей Китая, правившей в 690-705 гг., принадлежавшей к династии Ци.
Khashimov S., Memoire (Inp, Paris, 2013).
Химический анализ волокон Herzberg.
Khashimov S., rapport LRMH, Memoire 2013 (Inp).
При реставрации археологической живописи зачастую используются синтетические полимеры для укрепления основы и красочного слоя (Kovaleva N., Experience de conservation des decores architecturaux en Asie Centrale, Tachkent, 2006; Bliakher Adelina et Fominykh Vera, In Mural painting of the silk road, 2006). Для монтажа фрагментов на реставрационную основу во многих странах используется эпоксидная смола (Британский Музей Birkholzer, 2008, CEPMR — Soissons, Франция, отчет о стажировке — 2012, Хашимов)
Bajon-Bouzid T., «Un cataplasme d'argile dans une membrane cellulosique», In Conservation et restauration des biens culturels, 2003. P 12.
Данный тип основы признан наиболее стабильным относительно физико-химического воздействия и является долговечным. Панно из ячеистого алюминия различных марок используется для монтажа археологической живописи во многих странах мира. См.: Botticelli G., Metodologia di restauro delle pitture murali, Centro DI, Firenze 1992; Brajer I., The transfer of wall painting based on Danish experience, archetype publication, London, 2002; Ramirez S., Martinez A., Intervention sobre las pinturas murales procedentes del larario de la casa del Ninfeo del yacimiento arquelogico de Bilbilis, parte I, In Kausis, 2009. P. 20 Nunes Pedroso R., La restauration de la collection de peintures murales romaines de Strasbourg, In Un art de l'illusion, peintures murales romaine en Alsace, Starasbourg, 2012.
P. 76-83; Fray G., Reutova M., Du terrain a la museographie. La restauration de peinture murales en Ouzbekistan: Kazakl'i — Yatkan (Khorezm antique) et Afrasyab, In Cahier d'Asie Centrale, CNRS. Paris, 2013.