Перейти к содержимому
UzScite
  • НСИ
    • Новости События
    • Методическая информация
    • Нормативные документы
  • Каталог журналов
  • Указатель авторов
  • Список организаций

Пути улучшения системы управления экономикой в республике Узбекистан

Расулев А.Ф.

Воронин С.А.

Иктисод ва молия – Экономика и финансы

  • № 1 (137) 2021

Страницы: 

4

 – 

13

Язык: русский

Открыть файл статьи
Открыть страницу статьи в Интернет

Аннотация

Проведение структурных преобразований в экономике Узбекистана требует новых методов к системе управления экономикой. В статье рассматриваются основные направления экономического развития страны в современных условиях и предлагаются пути по формированию новой системы управления экономикой. Прежде всего, подчеркивается необходимость формирования гибкой системы управления экономикой, предусматривающей сокращение вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Обосновано, что вторым по важности направлением экономического развития становится сокращение бедности и расширение занятости. В качестве ключевого элемента реформ в системе управления экономикой предложено использовать институциональные факторы. При этом предлагается не только развивать экономические механизмы управления, но и рекомендуется закрепить четкие границы по использованию административных инструментов. Особо внимание уделено главному ресурсу страны – накопленному человеческому капиталу. Предлагается ряд мер по созданию современной системы воспроизводства человеческого капитала.

O’zbekiston iqtisodiyotida tarkibiy o’zgarishlarni amalga oshirish iqtisodiyotni boshqarish tizimida yangi usullarni qo’llashni talab qiladi. Maqolada mualliflar mamlakatning iqtisodiy rivojlanishining asosiy yo’nalishlarini zamonaviy sharoitda ko’rib chiqdilar va iqtisodiyotni boshqarishning yangi tizimini shakllantirish yo’llarini taklif etdilar. Avvalo, xo’jalik yurituvchi subyektlar faoliyatiga davlat aralashuvini qisqartirishni nazarda tutuvchi iqtisodiyotni boshqarishning moslashuvchan tizimini shakllantirish zarurligi ta’kidlandi. Iqtisodiy rivojlanishning ikkinchi eng muhim yo’nalishi qashshoqlikni kamaytirish va ish bilan bandlikni kengaytirishdir. Iqtisodiyotni boshqarish tizimidagi islohotlarning asosiy elementi sifatida.institutsional omillardan foydalanish taklif etildi. Shu bilan birga, boshqaruvning iqtisodiy mexanizmlarini rivojlantirish emas, balki ma’muriy vositalardan foydalanish bo’yicha aniq chegaralarni mustahkamlash tavsiya etildi. Mamlakatning asosiy resurslari sifatida – to’plangan inson kapitaliga alohida e’tibor qaratildi.Inson kapitalini qayta tiklashning zamonaviy tizimini yaratish bo’yicha bir qator chora-tadbirlar taklif etiladi.

Structural transformations in the economy of Uzbekistan require new approaches to the system of economic management. In the article is defined the main directions of the country’s economic development in modern conditions and proposed certain ways to form a new system of economic management. First of all,emphasizes the need to form a flexible system of economic management, reduction of state interference in the activities of economic entities. It was determined that the second most important direction of economic development is poverty reduction and employment expansion. As a key factor of reforms in the system of economic management is proposed to consider the institutional factors of market transformations and take into account their effect. At the same time, it is proposed not only to develop market management mechanisms, but also to define clear boundaries for the administrative instrument’s implementation.The importance of the country’s main resource — accumulated human capital is especially emphasized.A number of measures are proposed to create a modern system for the reproduction of human capital.

Список использованных источников

  1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на собрании,посвященном 29-й годовщине независимости Узбекистана. - https://president.uz/ru/lists/ view/3824. (Обращение 01.09.2020 г.)
  2. Послание Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. - https://review.uz/post/poslanie-prezidenta-uzbekistana-shavkata-mirziyoyeva-oliy-majlisu (Обращение от 4.01.2021 г.)
  3. Указ Президента Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года №УП-6096 «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов». - https://www.lex.uz/docs/
  4. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года №УП-5975 «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности». - https://www.lex.uz/docs/4778531
  5. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877 «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования». - https://lex.uz/docs/4600826
  6. Указ Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года №УП-5185 «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан». - https://www. lex.uz/acts/3331176
  7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года №ПП-4653 «Об организации деятельности Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, а также подведомственных ему организаций».
  8. Асадов Х. Как сделать правительство эффективным? (Обращение 15.08.2020 г.) https://repost.uz/government
  9. ВБ снизил прогноз по росту ВВП Узбекистана. https://www.gazeta.uz/ru/2020/06/09/outlook/
  10. Взаимосвязь государственной политики устойчивого развития и налогообложения /Под редакцией проф. Игнатовой Т.В. - Ростов-на-Дону: 2003
  11. Как Узбекистан борется с пандемией? Интервью с директором ЦЭИР О. Хакимовым https://review.uz/ru/post/kak-uzbekistan-boretsya-s-pandemiey (Обращение - 14.07.2020 г.)
  12. Минфин отчитался о росте растрат бюджетных средств. Больше всего пострадало образование. https://telegra.ph/INFORMACIYA-o-kontrolnyh-meropriyatiyah-provedennyh-Departamentom-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-1-m-polugodii-2020-go-07-16(Обращение 16.08.2020 г.)
  13. МОТ оценила влияние COVID-19 на социально-экономическую ситуацию в Узбекистане. https://www.gazeta.uz/ru/2020/08/20/survey/ (Обращение 20.08.2020 г.)
  14. Полтерович В. Уроки реформ 1990-х годов. https://iq.hse.ru/news/177672764.html
  15. Программа действий Правительства Республики Узбекистан. 21.01.2020г. https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/23/aripov-program/
  16. Расулев А., Воронин С., Мухитдинов З. Модернизация налоговой системы Республики Узбекистан // М.: Общество и экономика, 2020. №6. С.53-63. (29.06.2020) https://oie.jes.su/ s020736760010115-5-1/
  17. Шенин С.Ю. «Российский проект» Гарварда: от триумфа к позору // Изв. Сарат. ун-та.2008. Т. 8. Сер. История. Международные отношения, вып. 2.
  18. Hudson, J. “A Generalized Theory of Output Determination” Journal of Post Keynesian Economics, Summer 1999, 21 (4), pp. 663-678
  19. Levinson, M. “The Cracking Washington Consensus”, Dissent, 2000, 47 (4), p.13
  20. Peterson, W.C. “Macroeconomics and the Theory of the Monetary Economy”. In C.J.Whalen (ed.) Political Economy for the 21st. Century: Contemporary Views on the Trend of Economics. ARMONK, NY: M.E. SHARPE, 1996, pp.151-170
  21. Saul Estrin, Jan Hanousek, Evžen Kocenda, Jan Svejnar. Effects of Privatization and Ownership in Transition Economies, The World Bank, 2009.P.28
  22. Wacziarg, Romain and Karen Horn Welch, 2003, “Trade Liberalization and Growth,” Stanford University’s Graduate School of Business, www.stanford.edu/~wacziarg/downloads/integration.pdf
  23. Официальный сайт Госкомстата РУз - www.stat.uz
  24. База данных Всемирного банка
  25. https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators#

Список всех публикаций, цитирующих данную статью

Copyright © 2025 UzScite | E-LINE PRESS