Не лингвисты создают язык, а люди: дихотомичность в центральноазиатской историографии
- № 29 2020
Страницы:
126
–
140
Язык: русский
Аннотация
Cтатья посвящена современным тенденциям в американской историографии изучения Центральной Азии. Одной из таких тенденций является издание специализированных книжных серий. Эти
серии включают в себя не только новейшие исследования, но и некоторые ценные труды 2000-х гг.
Одно из таких изданий и находится в центре внимания данной статьи. Книга «Learning to Become
Turkmen: Literacy, Language, and Power, 1914-2014», написанная Викторией Клемент, призвана показать внутренний динамизм социального феномена (грамотности), рассматриваемого в контексте
исторического развития туркменского общества. Исследование Клемент можно рассматривать
на стыке трех тенденций 2000-х гг.: внутренней борьбы и поисков американской историографии;
появления «новой волны» работ по Центральной Азии, в том числе джадидо-центричного нарратива и его критики; а также пост-колониального стремления услышать местные голоса и использовать эпистемологическое наследие местного сообщества. Автор попыталась проанализировать
первоисточники и включить советские исследования по истории образования в свой анализ достаточно широкого исторического промежутка, чтобы обосновать чередование значений ключевых
понятий (таких как «современность», «современная нация», «власть», «грамотность»). Эта книга
включает в себя большое количество материалов, полученных в ходе полевых исследований в Туркменистане в 1997-2016 гг. Дополнение к исследованию Клемент, относящееся к 2010-м гг. сделало
книгу ценной не только для историков, но и для аналитиков по региону. Данная рецензия дополняет
сведения начальных глав издания, что позволяет рассматривать этот труд в рамках актуальных
научных дискуссий по более широким темам.