Перейти к содержимому
UzScite
  • НСИ
    • Новости События
    • Методическая информация
    • Нормативные документы
  • Каталог журналов
  • Указатель авторов
  • Список организаций

Мурадгельды соегов и его путь к «возвращению имён» в истории Туркменской науки

Ихсанов А.Р.

Вестник МИЦАИ

  • № 36 2023

Страницы: 

117

 – 

128

Язык: русский

Открыть файл статьи
Открыть страницу статьи в Интернет

Аннотация

Представитель послевоенного поколения туркменского академического сообщества, Мурадгельды Соегов (1950-2023), подобно многим поздне советским интеллектуалам, существовал в нескольких социальных пространствах. Его жизнь между общественной деятельностью, академической и творческой карьерой, а также активностью в качестве борца за «возвращение имён», безусловно,заслуживает отдельного исследования. Зачастую, обращаясь к тематике культурной и интеллектуальной истории позднего СССР, а также постсоветского Туркменистана, академические специалисты не всегда могут найти точку опоры, понять контекст формирование тех или иных процессов и взглядов. Задача этой статьи – вписать деятельность Соегова в социальные и культурные контексты его эпохи. Как повлияли на деятельность Мурадгелды-ага те культурные и академические изменения, которые происходили во второй половине ХХ века? Какой ответ на вызовы этих изменений давал исследователь? Почему филолог по образованию обратился к области интеллектуальной и культурной истории?Настоящая статья обращает внимание на то, что Соегов существовал в динамичном пространстве постсталинского университета, в котором сосуществовали советская «перформативная культура» и «тихий национализм академических практик». Пространство устной культуры советских гуманитариев стало базой, формулировавшей взгляды Соегова. В этом пространстве переплетались, порой причудливым образом, яфетология и ностратическая теория, дискуссии об алтайской теории и противоречиях стадиального подхода, рассказы о репрессированных и образы советского общества. Деятельность туркменского филолога по «возвращению имён» репрессированных, развернувшаяся в период Перестройки, стремившаяся зафиксировать устную культуру на бумаге, стала одним из ключевых элементов его жизни.

Список использованных источников

  1. Абашин 2023 – Абашин С. Зона молчания, ‘дело Адылова’: Центральная Азия как советский Другой // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2023. № 3–4 (в печати).
  2. Абылхожин, Акулова, Цай 2019 – Абылхожин А.,Акулова М., Цай А. Живая память. Сталинизм в Казахстане. Прошлое. Память. Преодоление. Алматы: Open mind, 2019.
  3. Алпатов 2006 – Алпатов В. Актуально ли учение Марра? // Вопросы языкознания. М., 2006.№1. С. 3–15.Алпатов 2011 – Алпатов В. Ещё раз об алтайской проблеме // Тюркологический сборник. 2009–2010: Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М.: Восточная литература,2011. С. 25–33.
  4. Аманжолова 2009 – Аманжолова Д. На изломе.Алаш в этнополитической истории Казахстана. Алматы: Таймас, 2009. Арназаров 2016 – Арназаров С. C Ашхабада в Казань, Уфу, Якутск и Горно-Алтайск через Анкару, Софию, Киев и Астану // Jazyk a kultúra.2016. No 25–26. С. 161-173.Атаниязов 1990 – Атаниязов С. Пигам Азимов.Ашхабад: Ылым, 1990.
  5. Бабаев и др.1982 – Академия наук Туркменской ССР / Отв. ред. А. Г. Бабаев, О. Г. Овезгельдыев, А. А. Росляков, Ф. Ф. Султанов, М. А.Аннанепесов, А. Х. Бабаева. Ашхабад: Ылым,1982.

Список всех публикаций, цитирующих данную статью

Copyright © 2025 UzScite | E-LINE PRESS