К вопросу о зурванизме в Согде
- № 29 2020
Страницы:
23
–
32
Язык: русский
Аннотация
Настоящая статья посвящена зурванизму, одному из идеологических течений древнего и раннесредневекового Востока. Исследователи неоднозначно оценивают зурванизм, одни из них считают
его ересью, другие — отдельным течением внутри зороастризма, остатками более древней религии,
третьи — вообще видят в нем лишь схоластические умозаключения магов, навеянные фатализмом
и астральными учениями вавилонских жрецов. Считается, что зурванизм возник VIII или в начале
VII вв. до н.э. в Мидии, и ареал его распространения был связан в основном с Западным Ираном. Однако в последнее время ряд находок, в том числе и из Согда, позволяют говорить о почитание Зрвана
значительно дальше на восток от Западного Ирана. Особый интерес в этом плане представляют
два типа булл из сгоревшего архива с городища Кафиркала в окрестностях Самарканда. один из них
— мужской бюст (согдийца) с надписью — именем владельца «ЗрванБ(аг)». Второй тип представлен
буллой с изображением двухголового персонажа под аркой, которое, скорее всего, изображало божество Зрван, персонификации безграничного времени, творца, подателя судеб и гаранта дружбы и
союза. Его изображения редки и посвященных ему религиозных текстов почти не сохранилось. Видимо, в эпоху раннего средневековья на его зрительный образ повлияли переработанные изображения
Януса. Возможно, в Согде с образом Зрвана также связана группа терракот с изображением мужского персонажа с ветками в руках или короной из веток на голове. Все это показывает, что Зрван
играл определенную роль в религиозных воззрениях населения Согда.