Перейти к содержимому
UzScite
  • НСИ
    • Новости События
    • Методическая информация
    • Нормативные документы
  • Каталог журналов
  • Указатель авторов
  • Список организаций

Грамотность и метаграмотность школьников в области искусственного интеллекта : от сравнительного анализа к методике формирования

Закирова Ф.М.

Современное образование

  • № 9 (154) 2025

Страницы: 

43

 – 

49

Язык: русский

Открыть файл статьи
Открыть страницу статьи в Интернет

Аннотация

В статье рассматриваются концепции грамотности и метаграмотности в области искусственного интеллекта как ключевые направления формирования цифровых компетенций учащихся школ в условиях стремительного развития цифровых технологий. Проведён сравнительный анализ их содержания, целей, структурных компонентов и формируемых компетенций. На основе сравнительного анализа предложена методика комплексного формирования у школьников грамотности и метаграмотности в области искусственного интеллекта.

Maqolada raqamli texnologiyalarning jadal rivojlanishi sharoitida maktab o’quvchilarining raqamli kompetentsiyalarini shakllantirishning asosiy yo’nalishlari sifatida sun’iy intellekt sohasidagi savodxonlik va metall savodxonlik tushunchalari ko’rib chiqilgan. Ularning mazmuni, maqsadlari, tarkibiy qismlari va rivojlangan kompetensiyalarning qiyosiy tahlili o’tkazilgan. Qiyosiy tahlil asosida maktab o‘quvchilarida sun’iy intellekt sohasida savodxonlik va metasavodxonligini kompleks shakllantirish metodikasi taklif etilgan.

The article examines the concepts of literacy and metaliteracy in the field of artificial intelligence as key areas for the formation of digital competencies of schoolchildren in the context of the rapid development of digital technologies. A comparative analysis of their content, goals, structural components and developed competencies was carried out. Based on the comparative analysis, a methodology for the comprehensive formation of literacy and metaliteracy in schoolchildren in the field of artificial intelligence is proposed.

Список использованных источников

  1. Қодиров У., Қаршиев Ж. Таълим жараёнида сунъий интеллектдан фойдаланишнинг ўзига хос жиҳатлари // Замонавий таълим. 2021. № 4(101), 3-8. https://cyberleninka.ru/article/n/talim-zharayonida-suniy-intellektdan-foydalanishning-ziga-hoszhi-atlari
  2. Закирова Ф. М. Грамотность школьников в области искусственного интеллекта: вызовы для педагогики // Ta'limda raqamli texnologiyalarni tadbiq etishning zamonaviy tendensiyalari va rivojlanish omillari 2025, № 45(2), 96–98. https://scientific-jl.com/trt/article/view/25596
  3. Almatrafi O., Lee J. A systematic review of AI literacy conceptualization, constructs, and implementation and assessment efforts (2019–2023) // Computers and Education Open, 2024, Volume 6, 2024, 100173, https://doi.org/10.1016/j.caeo.2024.100173
  4. Ng D., Leung J., Chu K., Qiao M. AI literacy: Definition, teaching, evaluation and ethical issues // Proceedings of the Association for Information Science and Technology, 2021, 58(1), 504–509. https://doi.org/10.1002/pra2.487
  5. Chiu T., Meng H., Chai C.-S., King I., Wong, S., Yam Y. Creation and evaluation of a pre-tertiary artificial intelligence (AI) curriculum // IEEE Transactions on Education, 2022, 65(1), 30–39. https://doi.org/10.1109/TE.2021.3085878
  6. Закирова Ф. М. Анализ определений ИИ‑грамотности школьников в зарубежной литературе // International Conference on Scientific Research in Natural and Social Sciences, 2025, 88–92. https://econfseries.com/index.php/1/article/view/2564
  7. Long D., Magerko B. What is AI literacy? Competencies and design considerations // Conference on Human Factors in Computing Systems, 2020, 1–16. https://doi.org/10.1145/3313831.3376727
  8. Carolus A., Koch M., Straka S., Latoschik M., Wienrich, C. MAILS – Meta AI literacy scale: Development and testing of an AI literacy questionnaire based on well‑founded competency models and psychological change‑ and meta‑competencies // Computers in Human Behavior: Artificial Humans, 2023, 1(2), 100014. https://doi.org/10.1016/j. chbah.2023.100014
  9. Casal-Otero L., Catala A., Fernández-Morante C., Taboada M., Cebreiro B., Barro S. AI literacy in K–12: A systematic literature review // International Journal of STEM Education, 2023, 10(5). https://doi.org/10.1186/s40594-023-00418-7

Список всех публикаций, цитирующих данную статью

Copyright © 2025 UzScite | E-LINE PRESS