Перейти к содержимому
UzScite
  • НСИ
    • Новости События
    • Методическая информация
    • Нормативные документы
  • Каталог журналов
  • Указатель авторов
  • Список организаций

Бўлажак ўқитувчиларда саноген тафаккурни ривожлантиришнинг психологик аспектлари

Исмаилов М.К.

Современное образование

  • № 4 (101) 2021

Страницы: 

23

 – 

31

Язык: узбекский

Открыть файл статьи
Открыть страницу статьи в Интернет

Аннотация

В статье рассматриваются актуальние проблемы развития саногенного мышления у будущих учителей, сопоставляется сущность понятий саногенного и патогенного мышления, содержание их специфических черт. Когнитивная, эмоциональная, мотивационная и экзистенциальная области человека выделяются как психологические (субъективные) факторы, влияющие на развитие саногенного мышления. Также раскрывается содержание мотивационных, когнитивно-рефлексивных,эмоционально-чувствительных и регулирующих критериев для определения уровня развития способности саногенового мышления у будущих учителей.

Ушбу мақолада муаллиф томонидан бўлажак ўқитувчиларда саноген тафаккурни ривожлантириш муаммосининг долзарблиги асосланган, саноген ва патоген тафаккур тушунчаларининг моҳияти,уларга хос бўлган алоҳида хусусиятлар мазмуни қиёсий таҳлил қилинган. Шахснинг когнитив, эмоционал, мотивацион ва экзистенционал соҳалари саноген тафаккурни ривожлантиришга таъсир этувчи психологик (субъектив) омиллар сифатида ажратиб кўрсатилган. Шунингдек, бўлажак ўқитувчиларда саноген фикрлаш қобилиятининг ривожланганлик даражасини аниқлаш учун қуйидаги мотивацион, когнитив-рефлексив, ҳиссий-эмоционал ва регулятив мезон кўрсаткичлари мазмуни ёритилган.

Thе article is based on the relevance of the problem of developing sanogenic thinking among future teachers, the essence of the concepts of sanogenic and pathogenic thinking, the content of their specific features are compared. Cognitive, emotional, motivational and existential areas of the person are distinguished as psychological (subjective) factors influencing the development of sanogenic thinking. It also covers the content of the following motivational, cognitive-reflexive, emotional-sensitive and regulatory criteria to determine the level of development of sanogen thinking ability among future teachers.

Список использованных источников

  1. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2019 йил 31 декабрдаги “Узлуксиз маънавий тарбия концепсиясини тасдиқлаш ва уни амалга ошириш чора-тадбирлари тўғрисида”ги 1059-сонли қарори. - https://lex.uz/docs/4676839
  2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: “Просвещение”, 1991. 287 с.
  3. Орлов Ю.М., Обида. Вина. Серия 1: Исцеление размышлением. Из-во: Слайдинг,2004 – 96 с.
  4. Орлов Ю.М., Стыд. Зависть. Серия 2: Исцеление размышлением. Изд-во: Слайдинг, 2005 - 96 с.
  5. Орлов Ю. М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / составитель А. В. Ребёнок. Серия: Управление поведением, кн.1. — Издание 2-е изд., исправленное. - М.:Слайдинг, 2006. - 96 с.
  6. Морозюк С.Н., Мирошник Е.В. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями. «Обида». (Модульно-кодовое учебное пособие в мобильной системе обучения КИП-М к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию личности – М.: МПГУ, 2006, – 102 с.
  7. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  8. Дж.Дюи “Психологическая и педагогическая мышления”. – М.: 1998. 340 с.
  9. Sternberg R.J, Sternberg K. Cognitive psychology. Boston, MA: Cengage Learning;2016, p. 643
  10. Ғозиев Э.Ғ.Тафаккур психологияси –Т.:«Университет»1990, 140 б.
  11. Каримова В.М. Фикр тарбияси ва мустақил фикрлаш. – Т.: «Маърифат» 1999,140 б.
  12. Нишонова З.Т. Мустақил ижодий фикрлашни шакллантиришнинг психологик асослари: Псих.фан док. … дис. – Т., 2005.– 391 б.
  13. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. - Калининград 2000, 562 с.
  14. Практикум по развитию саногенного мышления / С.Н.Морозюк, Ю.В.Морозюк. –Москва: МПГУ: Прометей, 2013. – 134 с.
  15. Рудаков А.Л. «Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности» Канд.дисс.автореф. – М.: МПГУ – 2009, с. 17.
  16. Россохин А.В. Личность в измененных состояниях сознания / Монография – М.:Смысл, 2004. – 544 с.
  17.  Морозюк С. Н. «Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности» Док.дисс.автореф. -Москва – 2003, 40 с.
  18. Илин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПБ.: Питер, 2000, 512 с.

Список всех публикаций, цитирующих данную статью

Copyright © 2025 UzScite | E-LINE PRESS