Перейти к содержимому
UzScite
  • НСИ
    • Новости События
    • Методическая информация
    • Нормативные документы
  • Каталог журналов
  • Указатель авторов
  • Список организаций

Аёллар таълимини қўллаб-қувватлашда маърифатпарвар аёллар ўрни

Саидова Б.Н.

Современное образование

  • № 1 (98) 2021

Страницы: 

12

 – 

17

Язык: узбекский

Открыть файл статьи
Открыть страницу статьи в Интернет

Аннотация

Данная статья посвящена обобщению существующих исследований о взглядах женщин- просветительниц периода движений просветительства и джадидизма о необходимости вне- дрения системы образования, соответствующего духу времени, и активного участия женщин в жизни общества в контексте образования женщин в Средней Азии. В статье также показано, что мусульманские женщины не имеют такого же статуса, как европейские женщины, но жизненно важными действиями подали пример стремления к знаниям,пример стремления к свободе, борьбы с несправедливостью, выполняя при этом ответственные обязанности, такие как воспитание детей и участие в творчестве. Речь идет о таких ученых, как Дильшод Барно, Джахан Отин Увайси, родившихся и выросших в нашей стране, которые были образованными и просвещенными женщинами своего времени.

Ушбу мақола Ўрта Осиёда аёллар таълими мавзуси доирасида маърифатчилик ва жадидчилик ҳаракати даврида саводли аёлларнинг замон руҳидаги таълим тизимини жорий этиш зарурлиги ҳамда аёлларнинг жамият ҳаётида фаол иштироки ҳақидаги мулоҳазалари борасида мавжуд илмий изланишларни умумлаштиришига бағишланган. Шунингдек, мақолада мусулмон аёлларининг Европа аёллари каби мақомга эга бўлолмаганлиги, аммо билимга интилиш намунасини, эркинликка эга бўлиш учун ҳаракат ибратини, адолатсизликка қарши курашиш мисолини ҳаётий амаллар билан намойиш этиб, шу билан бирга фарзандларини тарбиялаш ва ижод билан шуғулланишдек масъулиятли вазифаларни бажарганлиги акс этади. Юртимиз тупроғида туғилиб, вояга етган, ўз даврининг илмли, маърифатпарвар аёлларидан бўлган Дилшод Барно, Жаҳон Отин Увайсий каби олималар ҳақида сўз боради. Аёллар таълимини қўллаб-қувватлашда маърифатпарвар аёллар ўрни ҳақидаги маълумотлар педагогика университетларининг “Педагогика ва психология” йўналишларида “Педагогика назарияси ва тарихи” фани доирасида ўрганилади.

In the article is summarized existing research on the views of women literates during the period of the enlightenment and jadidism movements regarding the necesity to introduce an education system that corresponds to the spirit of the time and the active participation of women in society in the context of women’s education in Central Asia.The article also shows that Muslim women does not had the same status as European women, but have set an example of striving for knowledge, an example of striving for knowledge, an example of striving for freedom, an example of fighting injustice with vital actions, while fulfilling responsible duties such as raising children and engaging in creativity. It is talking about such scientists as Dilshod Barno, Jahan Otin Uvaysi, who were born and raised in the country, who were educated and enlightened women of their time.

Список использованных источников

  1. Абдирашидов З. Исмаил Гаспиринский и Туркистан в начале ХХ века: связи –отношения – влияние. - Ташкент, Аkademnashr, 2011. – 384 бет;
  2. Абдулазизова З.С. Макнуна и её место в литературном круге Коканда (первая половина XIX века). Дис. на соис. канд. фил. наук. - Душанбе, 2013;
  3. Зебуниса, Дильшод, Анбар-Атын. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1983. – 128 бет;
  4. Ислам и женщины Востока: история и современность. – Ташкент, Фан. – 112 бет;
  5. Кочаров В.Т. Из истории организации и развития народного образования в дореволюционном Узбекистане (1865-1917 гг). – Ташкент, «Фан». 1966. – 124 бет;
  6. Машриқзамин — ҳикмат бустони. / Тарж., тўпловчи ҳамда изоҳ муаллифлари:Ҳ.Ҳомидий ва Маҳмуд Ҳасаний. Масъул муҳаррир: Ғ. Ас-Салом /. — Т.: “Шарқ” НМК.1997. — 400 бет.
  7. Мухтаров А. Дильшод и её место в истории общественной мысли таджикского народа в XIX - начале ХХ вв. – Душанбе: Дониш,1969. – 372 с.;
  8. Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае. - М.: 2011. – 176 бет;
  9. Пашино П.И. Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки. Б. –Петербург,Тип.Тилена и Неклюдова, 1868. 176 б.
  10. Расулов А., Насриддинова Д. Жадидчилик ҳаракатида татар аёлларнинг ўрни. /Жадид маърифатпарварлик ҳаракатнинг ғоявий асослари /. - Тошкент, Тошкент ислом университети, 2016.
  11. Хусаинова Ф. Демократ шоира Анбар отин. – Тошкент: , «Фан», 1964. – 36 бет.
  12. Худайкулов А.М. Просветительская деятельность джадидов Туркестана (конец ХIX – начало ХХ в.) Дисс. на соис. канд. ист. наук. -Ташкент, 1995;
  13. Қодирова М. Шоира Муаззамхон. – Тошкент: “Фан”, 1992. –96 бет.

Список всех публикаций, цитирующих данную статью

Copyright © 2025 UzScite | E-LINE PRESS